Меню сайта

Педагогическая находка

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5 – 6 лет.

Тема: «Помоги фокуснику»
Возраст: 5-6 лет

Подготовила:
Рыбакова Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ «Детский сад №243»

     Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению с помощью упражнений методики «Гимнастика ума».

Задачи:

1. Обучающие:
1.1.  Формировать элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, свойства воды);
1.2.  Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними;
1.3. Учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
2. Развивающие:
2.1.  Развивать любознательность, наблюдательность, познавательные процессы: мышление, речь, внимание, восприятие;
2.2.   Развивать умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
2.3.  Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.
3. Воспитательные:
3.1  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей;
3.2.  Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов;
3.3.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование для заданий:
7 сундучков, спички, письма, акварельные краски, стаканы с водой, кисточки, яйца от киндер-сюрприза, маленькие стаканчики, вода, камни, емкость с водой, колокольчики, магниты, 3 непрозрачные емкости (в одной вода соленая), 3 картофелины (на каждого ребенка).
Оборудование для фокусов:
Воздушные шарики, спица, спички, стакан с водой.

Предварительная работа:
Разработала примерный конспект занятия, продумала размещение оборудования, познакомилась с детьми, чтение детям рассказа Л. Н. Толстого «Как галка хотела пить», в игровой форме познакомила детей с элементами упражнений методики «Гимнастика ума».

Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

     Сегодня хмурый, пасмурный день… Давайте друг другу улыбнемся, подарим улыбки нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!!!
     Ребята, все вы, наверное, были в цирке? И видели фокусы? (ответы детей)
     А как вы думаете, фокусник, каким должен быть человеком? (ответы детей)
     Я специально для вас очень много прочитала книг, многое узнала и научилась делать фокусы!  Хотите, покажу? (да)
     Тогда занимайте места на стульчиках и волшебство начинается!
     Дети проходят на стульчики, садятся. Педагог надевает плащ и цилиндр.
     Показывает первый фокус с шаром.
     «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»
     Материалы. Воздушный шар, спица.
     Фокус. Если проколоть шарик, то он лопнет (это и делает фокусник). Затем фокусник прокалывает шарик и он не лопается.
     Фокусник предлагает детям просмотреть фокус со спичками, но не может вспомнить его и не может найти спички.
     В зале звучит аудиозапись голоса злого волшебника.
     Волшебник: «Ха-ха-ха! Фокусник — недоучка! Что, все фокусы свои забыл? Это я, злой волшебник, тебя заколдовал, и спички твои спрятал в разноцветные сундуки. Если хочешь вернуть свой дар, ты должен найти все спички. Прочти первое мое письмо…там у сундуков! Но помни, сундучки можно открывать только после выполнения задания. Собрав все спички и, произнеся заклинание, к тебе вернется твой дар. Удачи! Ха-ха-ха!»
     «Как же так…Ребята, теперь я не смогу Вам показать фокусы!!! Что же делать? (Ответы детей). Спасибо за помощь ребята! Тогда давай те подойдем к столу с сундучками и найдем первое письмо злого волшебника».
     Фокусник просит помощи у ребят.
Ребята с фокусником подходят к столу, на котором стоит 7 сундучков. Перед детьми лежит письмо: «Идите к первому столу, но не просто – перекрестным шагом и читайте там письмо! В нем написана цифра, открой сундучок с этой цифрой, получи первую спичку и следующее задание.   Ха-ха-ха».

     Упражнение «Перекрестный шаг»

    

     Цель: «разогревающее» упражнение для последующего развития всех навыков чтения, слушания и усвоения новой информации.

     Дети подходят к столу берут письма, Фокусник открывает  и просит ребят определить, что в них написано.
     «Ребята, но здесь ничего не написано? Как же нам прочитать письмо Вы знаете? (Ответы детей) А я знаю несколько способов: если письмо нагреть над огнем, то буквы проявляются…Но у нас нет огня!! Знаю еще способ…когда на белый лист на носят фон…карандашами, красками… Давайте посмотрим что у нас есть на столах. Что мы можем сделать?»

     Задание 1. «Акварельные краски + кисть и вода»
     Свечкой на чистом листе написана  цифра 3. Дети должны выбрать акварельные краски и раскрасить ими поверхность листа. Акварельные краски не окрашивают цифру, написанную свечкой.
     Определив, что в письме написана цифра 3, дети открывают сундучок под номером «3», получают первую спичку и записку со следующим заданием.

     Задание 2. «Достать яйцо от киндер-сюрприза со дна стаканчика, не опуская руки в него»
     «Ребята, давайте посмотрим что нам приготовил злой волшебник .(Смотрят на столы) Как с помощью воды и камней мы можем достать яйцо со дна (Ответы детей)
     А кто из вас помнит рассказ Алексея Толстого про галку, которая очень хотела пить? (Ответы)»
     Внутри яйца бумажка с цифрой 1.
     В емкости лежит на дне киндер яйцо. Перед детьми вода и камни, но воды  недостаточно для того, чтобы достать яйцо. Чтобы поднять уровень воды можно воспользоваться камнями.
     Открыв яйцо и прочитав цифру 1, дети открывают сундучок под номером «4», получают вторую спичку и записку со следующим заданием.

     Упражнение «Шапка невидимка»

    

     Цель: упражнение активизирует мыслительную деятельность, помогает быстрее выйти из проблемной ситуации.

     Физкультминутка.
     Звучит фонограмма.

     Наконец – то волшебство
     На арену к нам пришло!                     (Упражнение «Двойные рисунки»)
     Это диво представленье
     Вызывает удивленье.

     Из большого сундука
     Фокусник достал слона!
     С длинным хоботом тот слон            (Упражнение «Слон»)
     Красиво делает поклон.

     А затем взмахнув платком
     Оказался филин в нем.
     Он еще взмахнул едва                        (Упражнение «Сова»)    
     Вылетела к нам сова.

     Вот такое волшебство                        (Упражнение «Вращение шеей»)    
     На арену к нам пришло!!           
     Зритель так рукоплескал        
     Что устал… антракт настал.               ( Хлопки в ладоши)

     Упражнение «Двойные рисунки»

                  

     Цель: Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

     Упражнение «Слон»

        

     Цель: Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки. От него заметно повышаются внимание,  собранность и учебный материал запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.

     Упражнение «Сова»

          

     Цель: Упражнение  способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Снимает напряжение в шее и способствует притоку крови к головному мозгу. За счёт обогащения мозга кислородом активизируется сосредоточение, внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление.

      Упражнение «Вращение шеей»

      Цель: способствует расслаблению, снятию зажимов и улучшает обеспечение мозга кислородом. Чтобы легче воспринимать информацию, дайте свободу шее!

     Задание 3. «Достать сокровища со дна моря».
     Перед детьми емкость с водой. На дне колокольчик металлический. Детям необходимо достать его. Секрет в том, что магнит не проходит в горлышко емкости. Но магнит может притянуть колокольчик через стенки емкости.
     «Да, ну и волшебник! Вот так задание он приготовил? Может кто то знает как с ним справиться?(Ответы) Ребята посмотрите, что за камень у вас на столе – магнит. А кто знает что он умеет делать (Ответы) Посмотрите что произойдет если мы рядом с ним положим скрепки…(они притягиваются). Здорово, да он почти волшебный! А как он нам может помочь справиться с заданием? (Ответы) Кто из вас заметил, что колокольчик у нас не простой? (Ответы: золотой, красивый, металлический и др.)  Как нам может помочь магнит?»
     На колокольчике написана цифра «4». Ребята открывают сундучок под номером «4», получают четвертую спичку и записку со следующим заданием.

     Задание 4. «Определи емкость с соленой водой».
     Перед детьми 3 непрозрачные емкости с номерами «5», «6», «7» с водой, в одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.
     «Ребята, какая вода может быть по вкусу? (ответы: пресная, сладкая, соленая и др.) Как же с помощью картофелин мы можем определить соленую воду? (Ответы) Ребята, а вы любите купаться, плавать? А где проще плавать на речке или на море? (Ответы) Кто из вас знает какая в море вода? (Соленая) А я знаю такое очень соленое море «Мертвое»: в нем нет растений, рыб…ничего живого!!! Но плавать там очень легко, вода очень плотная из-за соли, густая, что утонуть не возможно! Теперь вы знаете, что соленая вода может выдержать даже человека. Как же мы можем определить в каком стакане соленая вода? (Ответы)»
     Ребята должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться картофелиной. Номер емкости, в которой предмет не тонет и есть нужная нам цифра. Например, «7».

     Упражнение «Тянем – потянем»

          

     Цель:  упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика, активизирует память и внимание.

     Ребята открывают сундучок под номером «7» и получают последнюю спичку.
     Фокусник: Ну, вот мы и собрали все спички. Ребята, давайте проверим, вернулись ли ко мне мои способности.
Ребята рассаживаются, а Фокусник показывает фокусы, которые не получались в начале, но уже правильно.
     «Звезда из спичек»
     Приготовим для него: воду и спички.
     Берем 5 спичек и надламываем их по середин  .Кладем их в форму снежинки.
     Капаем водичкой на место надлома. И смотрим на изумленного ребенка, который наблюдает "процесс набухания древесины и расширения волокон", то есть то, как спички немного расправляются и соединяются и превращаются в звёздочку.

    Фокусник: Спасибо ребята, вы помогли мне вернуть мои способности. Какие вы молодцы!!! И как вам только это удалось сделать? (Ответы детей)
     Ребята вам понравилось работать в волшебной лаборатории? (Ответы)
     Что вы узнали нового? (Ответы)
     А что было трудно для вас? (Ответы)
     А раз вы многому научились, может и вы стали маленькими волшебниками? Давайте попробуем сотворить волшебство!
     Фокусник достает сундук, дети говорят заклинание и открывают его с сюрпризами для детей!!!
     Здорово!!! Вы тоже стали маленькими волшебниками!!! И можете научить других!! А я прощаюсь с вами, спасибо за помощь. Я обязательно научусь еще фокусам и вернусь к вам!
     До свидания!!!

    Фотогалерея "Помоги фокуснику"